О перспективах работы системы дополнительного образования по удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
04 апреля 2017 года на базе муниципального учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов Белгородского района Белгородской области» (далее - Станция) прошел областной методический семинар «Система работы муниципального учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов Белгородского района Белгородской области» с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
В семинаре приняли участие специалисты учреждений дополнительного естественнонаучного образования области, курирующие вопросы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, управления образования администрации Белгородского района, настоятель Храма Рождества Христова в селе Веселая Лопань.
На семинаре обсуждались актуальные вопросы и проблемы модернизации моделей дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обосновывалась актуальность работы учреждений дополнительного образования детей с детьми-инвалидами.
Открыла семинар директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» Т.И. Цапкова. Она отметила, что в соответствии с новой социальной парадигмой в образовательном учреждении любого типа должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить их полноценную интеграцию и социализацию. Не в меньшей, а может большей степени это относится к учреждениям дополнительного образования.
Программа семинара включала в себя выступления, презентации, сообщения, вызвавшие живой отклик участников и множество вопросов, особенно по нормативно-правовому сопровождению образовательного процесса.
В ходе работы семинара был представлен локальный опыт Станция юных натуралистов Белгородского района по социальной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов через активное участие в познавательной и досуговой деятельности, организуемой учреждением и плодотворном сотрудничестве с ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
На теоретическом блоке семинара участники были ознакомлены с нормативно-правовой базой, регламентирующей организацию обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях и инклюзии в системе дополнительного образования, ключевыми понятиями по организации образовательной деятельности детей с ОВЗ, обзором проблем и сложностей инклюзивного образования.
Настоятель Храма Рождества Христова села Веселая Лопань рассказал об особенностях организации воспитательной деятельности с детьми – инвалидами, работы с семьей. Обратил внимание присутствующих на проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, духовно – нравственное воспитание детей с особенностями развития и их здоровых сверстников.
Участники семинара посетили ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее - центр), в котором за год проходят комплексную реабилитацию свыше 800 детей. С большим интересом участники семинара посмотрели видеоролик «Направления реабилитационной работы Центра», приняли участие в экскурсионно – познавательном маршруте по учреждению, где познакомились с особенностями обучения детей с ОВЗ, причинами возникновения проблемы, адаптацией и социализацией детей-инвалидов. Приняли участие в обсуждении вопросов современного образования и развития таких детей, моделей работы с детьми с ОВЗ.
В рамках методического блока семинара участники познакомились с особенностями организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам станции юных натуралистов Белгородского района, социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Участникам семинара были представлены методики работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе декоративной лепки и работы с природным материалом.
По итогам презентационных докладов состоялись открытые дискуссии, в ходе которых рассматривались актуальные вопросы по разработке программ для работы с детьми с ОВЗ и их соответствия нормативным требованиям, обсуждены перспективы сотрудничества по оптимизации работы системы дополнительного образования по удовлетворению особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Представили свое видение некоторых перспективных направлений и методических рекомендаций по совершенствованию вариативных моделей организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важной составляющей семинара стал практический блок, в ходе которого педагоги станции юных натуралистов Белгородского района представили опыт своей работы по индивидуализации обучения и развитию навыков социализации в досуговой, организационно-массовой работе.
Участники семинара посетили открытые занятия творческих мастерских «Жаворонок» и «Работа с глиной», где познакомились с условиями активизации творческих способностей и психических функций детей с ОВЗ в рамках художественной деятельности: технологиями по освоению приемов лепки с помощью музыкального сопровождения и театрализованного представления, техникой «Эбру».
Участники семинара отметили высокий организационный и методический уровень проведения мероприятия. Программа семинара позволила им повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении заданной проблемы, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач.
Все участники семинара были единодушны в том, что совместная работа станции юных натуралистов, реабилитационного центра и православного Храма успешна и продолжение работы по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья на основе православных традиций представляется очень важным.
[widgetkit id=416]