Заседание Общественного совета при департаменте образования Белгородской области
На традиционном заседании Общественного совета, который состоялся 29 сентября при участии Председателя Белгородской областной Думы В.Н. Потрясаева, рассматривался ряд ключевых вопросов: итоги летней оздоровительной кампании и итоги на 2017 год; совершенствование механизмов отбора и закрепления молодых педагогических кадров в образовательных организациях области; организация работы по дальнейшему сокращению отчётности в сфере общего образования.
«В период летней оздоровительной кампании на территории области функционировало 835 детских оздоровительных учреждений различного типа, в которых отдохнуло около 87 тыс. детей школьного возраста (59,6 % от общего количества школьников), что на 2 тыс. детей больше, чем в период летней кампании 2015 года. За пределами области на побережье Черного и Азовского морей оздоровлено свыше 1180 детей. Наибольший охват детей организованным отдыхом обеспечили Белгородский район, Старооскольский городской округ, г. Белгород. Ниже уровня прошлого года показатели у Вейделевского, Красненского, Шебекинского районов», отметила в выступлении начальник отдела воспитания и дополнительного образования Валентина Анатольевна Музыка.
Активно развивалась сеть палаточных лагерей военно-патриотической, туристско-краеведческой направленностей. Функционировало 20 палаточных лагерей в 17 муниципалитетах области. Для сравнения – в 2015 году лишь 2 лагеря. Наиболее активно развивались палаточные лагеря в Старооскольском городском округе, Ракитянском районе.
На площадке Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова для 145 старшеклассников был организован детский лагерь с дневным пребыванием «Каникулярная школа «НИКА». В июле текущего года инжиниринговая школа для 100 школьников работала на базе Белгородского госуниверситета.
В период летних каникул организовано 640 профильных смен для 32 тыс. школьников по различным профилям. Одно из приоритетных направлений – обеспеченность детских оздоровительных учреждений педагогическими и медицинскими кадрами. Все оздоровительные учреждения в полном объёме были укомплектованы воспитателями, вожатыми врачами и медицинскими сестрами педиатрического профиля. До начала летней оздоровительной кампании была проведена подготовка педагогических кадров через организацию обучающих семинаров как областного, так и муниципального уровней. Для работы в лагерях привлечено свыше 8 тыс. педагогов, тренеров-преподавателей детских спортивных школ, руководителей военно-патриотических клубов, имеющих соответствующее образование, квалификацию, опыт работы в лагерях, студентов старших курсов педагогических вузов.
Проблемой комплектования детских оздоровительных лагерей квалифицированными педагогическими, медицинскими кадрами является ряд факторов: в летний период основная часть педагогов ОУ, медработников находятся в отпусках, а также уровень заработной платы, которых составляет в пределах 10-12 тыс., а у медработников еще ниже. Для обеспечения кадрами лагерей загородного типа приходилось прибегать к административному ресурсу. Безусловно, этот вопрос требует решения.
Среди задач, которые предстоит реализовать в 2017 году, приоритетными являются:
– сохранение контингента оздоровленных детей не ниже уровня 2016 года;
– обеспечение качественного и безопасного отдыха детей;
– обеспечение оздоровительных учреждений всех типов и видов квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами. Презентация
После рассмотрения выступления и предложений по данному вопросу принят ряд решений: департаменту образования области, главам администраций муниципальных районов и городских округов при формировании бюджетов на 2017 год предусмотреть финансирование на отдых и оздоровление детей в оздоровительных учреждениях различных типов с учётом сохранения контингента не ниже уровня 2016 года; департаменту внутренней и кадровой политики области обеспечить подготовку педагогических кадров для работы в детских оздоровительных учреждениях области, в том числе студентов вузов и ссузов, продолжить работу по организации и проведению в период летней оздоровительной кампании лагерей для старшеклассников на базе организаций высшего образования.
Вторым, но не менее значимым, был вопрос о совершенствовании механизмов отбора и закрепления молодых педагогических кадров в образовательных организациях области.
«В течение последних пяти лет кадровый состав региональной системы образования остаётся стабильным. В настоящее время в образовательных организациях работают 22250 педагогических работников (в том числе 13893 педагога в общеобразовательных организациях, в дошкольных образовательных организациях 6981 педагог и в учреждениях дополнительного образования 1376 педагогов). Наблюдается небольшое – на 2,5% – снижение числа педагогов школ в связи с реструктуризацией и формированием образовательных комплексов, при этом стабильно идёт увеличение педагогических работников детских садов (на 2,8%). Около 15% педагогов – это мужчины» пояснила первый заместитель начальника департамента образования – начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Белгородской области Ольга Ильинична Медведева.
Доля молодых педагогов остается стабильной на протяжении трех лет и составляет 26%, что значительно превышает общероссийский показатель (15%). Системная работа по привлечению и закреплению молодых специалистов организована в г. Белгороде, Белгородском, Грайворонском районах, Староскольском городском округе, где данный показатель выше среднеобластного. Только за последние три года в общеобразовательные учреждения области пришли работать 418 учителей, по целевым направлениям трудоустроились в образовательные организации области 52 молодых специалиста.
Как положительный момент можно отметить сокращений вакансий в образовательных организациях области. Вместе с тем, в области остается проблема с учителями английского языка, химии и биологии, особенно в малокомплектных сельских школах. Сегодня все школы области укомплектованы кадрами за счет внешних совместителей, увеличения педагогической нагрузки, внутреннего совмещения предметов (в малокомплектных школах учителя- предметники ведут в среднем по 3 учебных предмета).Презентация
На ближайшую перспективу определены приоритетные направления работы: отработать систему отбора лучших выпускников вузов в образовательные организации области, в том числе в сельскую местность; обеспечить закрепление молодых специалистов в отрасли.
Следует отметить, что в Белгородской области есть определенный опыт работы по организации конкурсного отбора выпускников вузов и ссузов. Так, с 2012 года департамент образования ежегодно проводит областной конкурс для студентов-выпускников педагогических специальностей «Я будущий учитель», изъявивших желание работать в сельских общеобразовательных учреждениях. За 4 года 33 победителя – выпускников высших и средних специальных заведений закрепились в сельских образовательных организациях. В настоящее время 29 педагогов - победителей конкурса продолжают трудиться в сельских школах и детских садах. В 19 муниципалитетах на сегодняшний день осуществляются единовременные выплаты молодым специалистам.
Конкурсное движение, в котором активно принимают участие молодые педагоги, их поддержка методистами муниципальных служб, обеспечивают реальные результаты. Так, в конкурсе «Педагогический дебют», который проводится уже пять лет, приняли участие более 100 молодых педагогов Белгородской области, трое из которых (Магомедова А.В., Ведерников Д.М., Бородкин Д.А.) стали победителями Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».
Председатель Белгородской областной Думы В.Н. Потрясаев по данному направлению работы внёс следующие предложения: департаменту образования области совместно с департаментом внутренней и кадровой политики области и ВУЗами отработать положение о конкурсном отборе среди лучших студентов-выпускников для работы в общеобразовательных организациях области в срок до 1 марта 2017 года.
«В конкурсе должны принимать участие лучшие студенты, отлично зарекомендовавшие себя в годы учёбы и педагогической практики. Именно они в последующем должны учить наших детей», сделал акцент Василий Николаевич.
Кроме того, в ближайшее время будет организовано общественное обсуждение нового положения о конкурсном отборе среди лучших студентов-выпускников для работы в общеобразовательных организациях области. Именно общественное мнение позволит придать этому конкурсу высокий статус, прозрачность и эффективность. Вместе с тем, работа по закреплению выпускников педагогических специальностей в образовательных организациях области должна быть продолжена.
Как и прежде непростым, остаётся вопрос о сокращении отчётности в сфере образования.
За прошедший с апреля текущего года период департаментом образования проделана следующая работа:
- во все муниципалитеты области направлено решение Совета о запрете руководителям образовательных организаций области представлять информацию на запросы, поступившие в обход учредителя образовательной организации или департамента образования области;
- расширен перечень показателей в автоматизированной системе «Виртуальная школа» по направлениям «Питание» и «Воспитание»;
- подготовлены и направлены в муниципалитеты методические рекомендации, позволяющие педагогам разрабатывать рабочие программы на уровень, а также использовать типовые программы (без необходимости их перепечатки) или авторские рабочие программы при условии их соответствия требованиям ФГОС;
- введены льготы, освобождающие от экспертной оценки аттестационных материалов (портфолио) педагогов, имеющих звания (ВАК) доцент, профессор, или ставших в межаттестационный период победителями туров различных всероссийских конкурсов, лауреатами премии Правительства РФ, а также получивших звания «Народный», «Заслуженный» и «Почётный», либо награждённых орденами и медалями за педагогический труд или наградами Белгородской области.
Вместе с тем, на августовской педагогической конференции, состоявшейся 26 августа 2016 года, Губернатором области поставлена задача – сократить отчётность педагогических работников ещё на 20 %.
В целях достижения данного показателя департаментом образования области разработан план мероприятий, направленных на дальнейшее сокращение отчетности в сфере образования. В данный проект плана включены мероприятия по трём основным направлениям.Презентация
Это организационно-контрольные мероприятия, обеспечивающие выполнение муниципальными органами управления образованием и административно-управленческим персоналом общеобразовательных организаций области ранее принятых решений и направленных в их адрес рекомендаций, а также анализ и мониторинг результатов проведённой работы с целью поиска имеющихся резервов для дальнейшего сокращения отчётности.
Создание условий для исключения дублирования бумажных и электронных форм документов и информаций. Прежде всего, мероприятия данного блока направлены на обеспечение массового перехода общеобразовательных организаций области на безбумажное ведение классного журнала успеваемости и посещаемости.
«Как показал анализ входящей корреспонденции общеобразовательной организации, 65 % – составляют различные информационные письма. Поэтому департаментом образования предусмотрено мероприятие по созданию на официальных сайтах департамента образования области и муниципальных органов управления образованием специальных разделов с целью размещения там документов, носящих лишь информативный характер (например, таких как информации о конкурсах Всероссийского и заочного уровней, планы работы на квартал, текущие его изменения и т.д.). Таким образом, разгружая почту образовательных организаций, мы оставляем возможность заинтересованным лицам ознакомиться с интересующей их информацией в любой удобный для них момент», пояснила Ольга Медведева.
Третье направление – «Устранение избыточной отчётности педагогов» – содержит мероприятия для дальнейшего облегчения прохождения процедуры аттестации педагогами, минимизации количества документов, необходимых для подтверждения качества работы при установлении педагогу размера стимулирующей части, а также актуализация Исчерпывающего перечня отчётов и информации, представляемых педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений области.
Члены Общественного Совета в срок до 5 октября 2016 года должны направить в региональный департамент образования предложения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей. О своей работе в данном направлении сотрудники отраслевого департамента отчитаются на заседании Общественного совета в марте 2017 года.[widgetkit id=313]