Заседание коллегии при департаменте образования Белгородской области «Реализация приоритетных направлений в области воспитания подрастающего поколения в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»

pic1238

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в формировании и развитии у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к большой и малой Родине. Приоритетным направлением воспитания подрастающего поколения Белгородской области на протяжении последних лет является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно поэтому ключевой темой заседания коллегии при департаменте образования стало обсуждение основных «векторов» в области воспитания подрастающего поколения в разрезе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, прошедшей на площадке Корочанского района под председательством заместителя губернатора белгородской области Сергея Боженова.

Её участники - заместители глав администраций по социальной политике муниципальных районов и городских округов области, руководители муниципальных органов управлений образованием - посетили Поповскую среднюю общеобразовательную школу, частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Уютный», Корочанскую среднюю общеобразовательную школу имени Д.К.Кромского, Центр молодёжных инициатив Корочанского района, Корочанскую детскую школу искусств, где знакомились с творчеством педагогов и воспитанников этих учреждений, с опытом воспитательной работы в рамках Стратегии.

Приветствуя гостей в ходе пленарного заседания, глава администрации района Наталия Полуянова подвела краткие итоги состоявшейся экскурсии и подчеркнула, что самым важным в воспитательном процессе является присутствие единой системы во всех образовательных учреждениях. Именно на это направлен реализуемый в районе проект «Я – корочанец! Я – патриот!».

Сергей Андреевич задал особый тон заседанию, обозначив ключевым следующий посыл в воспитании: «Любовь и гордость за свою Родину – приоритетные ценности белгородских школьников».

Основными направлениями Стратегии развития воспитания в Российской Федерации определены:

- обновление воспитательного процесса, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, экологическое воспитание и популяризацию научных знаний среди детей;

-  развитие социальных институтов воспитания, таких как семейное воспитание, общественные объединения и современные информационные ресурсы.

Департаментом образования области совместно с Белгородским институтом развития образования проанализирована деятельность муниципальных органов управления образованием, детально изучен опыт работы 12 образовательных учреждений дошкольного и общего образования Старооскольского городского округа, Корочанского, Волоконовского районов по реализации основных направлений развития Стратегии воспитания, проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся старшего дошкольного и школьного возраста.

В образовательных организациях создаются условия для развития инновационных моделей воспитания, таких как центры воспитания, культурно-образовательные комплексы, которые интегрируют усилия педагогов образовательной организации, дополнительного образования, учреждений культуры в области воспитания.  В этом направлении можно отметить работу г. Белгорода, Старого Оскола, Губкина, Корочанского района. Действенным механизмом, обеспечивающим становление гражданской идентичности, является кадетское образование, масштабы и вариативность направлений которого ширятся с каждым годом, развиваются военно-патриотические клубы, музеи.

«На сегодняшний день в области действует свыше 350 кадетских классов с охватом свыше 7 тыс. школьников и 37 дошкольных групп, в которых воспитывается 816 детей, 124 военно-патриотических клуба с охватом более 7 тыс. подростков, 411 школьных музеев военно-патриотической, краеведческой, этнокультурной направленности. Заслуживают внимание опыт работы муниципалитетов по проектной деятельности в области патриотического воспитания. К примеру, в Старооскольском городском округе реализован проект «Путешествие по земле Оскольской» в Корочанском районе реализуется проект «Я-Корочанец», в Краснояружском районе - «Слава героям войны», в Яковлевском – «Организация работы морского кадетского центра «Тайфун», привела результаты исследования первый заместитель начальника департамента - начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Ольга Медведева.

Дополнительной мерой совершенствования работы по патриотическому воспитанию стала активизация деятельности поисковых отрядов.

Совместно с родителями обучающиеся готовят исследовательские работы о вкладе воевавших членов их семей в Победу, принимают  участие во всероссийской акции "Бессмертный полк", на основе поисковых материалов пополняют экспозиции музеев Боевой Славы. Так в городе Белгороде было организовано пять поисковых экспедиций, благодаря которым останки 42 погибших воинов были идентифицированы и переданы для погребения на родину в регионы РФ.

Свыше 70 тыс. школьников приняли активное участие во всероссийском творческом конкурсе «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», который проводился по инициативе Российского детского Фонда Альберта Лиханова. Лучшие работы размещены в школьных музеях.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизненного пути, то остаётся навсегда. Именно в детские годы формируются основные качества человека. Поэтому особая роль в гражданско-патриотическом воспитании должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков.

На встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Президент РФ В.В. Путин отметил, что «нужны живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности».

Развитию таких форм будет способствовать региональный межведомственный проект «Патриотическое воспитание школьников» («Дни патриотизма») с привлечением учреждений культуры (музеи, библиотеки), патриотических центров, общественных организаций, такие как Советы ветеранов, ДОСААФ и др. В рамках проекта планируется организация посещения музеев, экскурсий по местам боевой славы, культурно-просветительских учреждений, проведение музейных уроков в образовательных организациях, массовых мероприятий гражданско-патриотической тематики. Охват детей составит не менее 90% от общего числа школьников.

Ключевая роль в Стратегии развития воспитания отводится духовно-нравственному воспитанию.

Белгородская область особый регион в Российской Федерации, где преподавание православной культуры ведется в школах многие годы и на высоком уровне. За эти годы мы продвинулись далеко вперед, смогли многого достичь. Нередко Белгородчина подвергалась нападкам за свою принципиальную позицию по этому вопросу. Зная свою правоту. необходимо развиваться дальше.

«Когда мы говорим о воспитании детей в системе школьного образования в исторических традициях православия, мы НЕ подразумеваем научение детей вере. Несомненно, что вера является свободным выбором каждого человека, каждой семьи и в нашей стране дается право человеку на свободу совести. Этот принцип очень важен. Но без знаний традиций православного христианства невозможно постичь великую русскую культуру, которая с момента крещения Руси впитала в себя восточную православную веру. Без знания христианства просто невозможно считать себя культурным человеком», отметил в выступлении епископ Губкинский и Грайворонский Владыка Софроний.

Поэтому именно от специалистов, трудящихся на ниве образования, и просвещения и культуры, зависит, какие смыслы будут возвращены в нашу жизнь.

Развитие личности ребёнка будет гармоничным только в том случае, если всё многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если всё это пронизано духовно-нравственным воспитанием. Система правильного духовно-нравственного воспитания немыслима без патриотизма как одной из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней, особенно средней школы. Это не случайно, поскольку дети и молодёжь составляют объектную основу для патриотического воспитания, а школа является ведущим учреждением, где закладываются приоритеты гражданско-патриотического становления подрастающего поколения – будущего нашей страны.

Об актуальных направлениях своей деятельности говорили другие частники заседания - заместитель главы администрации Корочанского района Елена Гребенникова, начальник управления культуры области Сергей Курганский, начальник управления молодежной политики области Андрей Чесноков.

Воспитание патриотизма у детей и молодёжи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, сосредоточено на достижении других целей воспитательного процесса – успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

В этом ракурсе патриотически ориентированное образование представлено стратегией развития российского общества в XXI веке – в гармонии человека с окружающей природной и социокультурной средой, единством интересов человека, коллектива, общества и государства, основанного на идее и принципе служения Отечеству.

Как показывают исследования, основным методом эффективного воспитательного воздействия на учащихся является грамотное изложение учебного материала учителем, а среди всех учебных дисциплин наибольшим воспитательным потенциалом обладают предметы гуманитарного цикла. В общеобразовательных школах Белгородской области накоплен солидный опыт эффективного использования воспитательных возможностей этих дисциплин, имеется значительное количество кандидатских диссертаций по данной тематике.

Сегодня российское общество испытывает острую потребность в объективном патриотическом осмыслении нашего исторического наследия. Конечно, оно, как и у любой другой страны, неоднозначно. Однако мы имеем все основания гордиться им.

Цель департамента Белгородской области – обосновать концептуальные аспекты российского патриотизма в историческом и современном ракурсах, раскрыть методологические и теоретические проблемы патриотически ориентированного образования, проектно-технологические механизмы актуализации воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, изучаемых на уровне общего образовании; учителей литературы, истории, обществознания, организаторов воспитательной работы вооружить во внеучебное время учебно-методическим и организационным инструментарием патриотического воспитания школьников.

По окончании заседания коллегии принята резолюция.

[widgetkit id=263]