Соблюдение требований введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных организациях Белгородской области
Этому проблемному вопросу была посвящена выездная коллегия департамента образования, состоявшаяся 10 марта на площадке Белгородского района. В работе приняли участие заместитель Губернатора области — начальник департамента образования Белгородской области Наталия Полуянова и глава администрации Белгородского района Александр Сергиенко. Для участников была подготовлена обзорная экскурсия по образовательным учреждениям белгородской агломерации.
В «Детском саду №32 с. Стрелецкое гостям продемонстрировали воспитательный процесс, его соответствие ФГОС дошкольного образования, показали внутреннюю и прилегающую дворовую территорию. Напомним, что на фестивале «VI Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре», проходившем в Москве в 2015 году в номинации лучший реализованный проект ландшафтной архитектуры социального назначения администрацию Белгородского района наградили Бронзовым дипломом за реализованный проект благоустройства территории детского сада «Искринка» в с. Стрелецкое. В МОУ «Майская гимназия» участники смогли увидеть фрагменты уроков математики, русского и английского языков, литературы. В МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю.Чумака» гостям рассказали о внеурочной деятельности, проводимой в школе, а так же провели историко-географический «квест» на знание традиций региона.
После возложения цветов к памятнику дважды Героя Социалистического Труда В.Я. Горина, состоялось пленарное заседание, которое прошло в Бессоновском сельском Доме культуры.
Каковы же предварительные итоги, эффекты и проблемы? Соблюдаются ли все необходимые требования для реализации ФГОС? Эти направления были озвучены в докладе первого заместителя начальника департамента – начальника управления общего, дошкольного и дополнительного образования департамента образования Белгородской области Е.Г. Тишиной.
Презентация Е.Г.Тишиной
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Белгородской области в период 2014-2016 гг. происходило на всех уровнях управленческой системы (департамент образования, региональная рабочая группа, муниципальные координаторы - 25 тьюторов, прошедших специальную подготовку, рабочие, творческие группы в образовательных организациях) и совпало с процессом подготовки к введению ФГОС основного общего образования. В этих условиях начальное звено должно было обеспечить преемственность между уровнями, т.к. в то время уже 100% учащихся начальной школы обучалось по ФГОС. Отмечается деятельность муниципальных органов управления образованием по обеспечению принципа ФГОС: активно внедряются в практику парциальные программы по пяти образовательным областям, в том числе созданные в рамках реализации регионального проекта «Дошкольник Белогорья».
Стажировочные площадки активно участвуют в методической деятельности на уровне муниципальных образований. Наиболее активно в данном направлении организована деятельность в Валуйском, Вейделевском, Волоконовском, Корочанском, Ракитянском, Ровеньском, Чернянском, Шебекинском районах, Губкинском и Старооскольском городских округах и г.Белгороде.
На современном этапе значительно увеличилось количество школ, имеющих в структуре дошкольные группы, развивается сеть образовательных комплексов.
Приоритетной задачей в условиях модернизации образования остается вопрос формирования инфраструктуры образовательных услуг, обеспечивающей территориальную доступность и качество. В целом, в минувшем году было создано более 1700 новых учебных мест (за счёт строительства), а за счёт эффективного использования имеющихся площадей – более 3 тыс. мест. Удалось продвинуться в решении проблемы двусменного обучения. К началу 2016-2017 учебного года снизилось число детей, занимающихся во вторую смену, на 1,5%.
В соответствии с приказом департамента образования области «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области» в регионе реализуется план-график по введению ФГОС ОВЗ в образовательных организациях области, обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ. С этой целью создан раздел по введению ФГОС ОВЗ на официальном сайте департамента образования области.
В настоящий период 32 школы готовятся к введению ФГОС среднего образования уже со следующего учебного года и решают проблемы, связанные с разработкой основной образовательной программы, системы оценки УУД и т.д. Результаты мониторинга условий реализации ФГОС СОО позволяют констатировать: риски, связанные с неготовностью учителей и руководителей школ к введению ФГОС, все еще существуют, как существуют и проблемы нормативного и ресурсного обеспечения.
На заседании также обсуждались вопросы: «Организационно-управленческий аспект реализации ФГОС», выступила начальник Управления образования администрации Белгородского района Марина Малышева; о реализации программы развития дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования рассказала заведующая муниципальным бюджетным дошкольным учреждением «Образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Золотой ключик» Елена Чепелева.
Директор МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов» Валентина Шатило рассказала об управлении развития в рамках реализации требований ФГОС.
В завершение выступила директор областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» Екатерина Викторова с докладом «Обеспечение доступности и качества образования лиц с ОВЗ и инвалидностью – приоритетное направление ФГОС ОВЗ».[widgetkit id=404]