Сетевой класс Белогорья. Возможности электронного и дистанционного обучения

Право реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий закреплено в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная деятельность в данной форме на сегодняшний день востребована и должна осуществляться по месту нахождения образовательной организации или её филиала независимо от места нахождения обучающихся.

         Портал «Сетевой класс Белогорья» является именно тем ресурсом, с помощью которого образовательные учреждения могут реализовать обучение в дистанционной форме:

- для учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната;

- для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;

- для учащихся сельских и городских школ, остро ощущающих нехватку квалифицированных учителей по ряду учебных предметов, в рамках сетевого взаимодействия;

- для школьников в период болезни, эпидемий, когда нет возможности или опасно посещать школу;

- для системы профильного обучения по направлениям, которые позволят учащимся лучше познакомиться с выбранной для себя областью знания;

- для всякого рода репетиторства, необходимого поступающим в высшие учебные заведения;

- для ликвидации пробелов в знаниях учащихся или, наоборот, углубления знаний в интересующих их областях.

Администрация школы должна проинформировать родителей обучающихся о введении такого обучения и провести мониторинг образовательных потребностей обучающихся в дистанционном или электронном обучении.

Однако анализ представленных муниципальными органами управления образованием отчётов, статистических данных портала и качества контента, созданного педагогами для организации дистанционного обучения детей, показал, что данная форма обучения педагогами Белгородской области не используется или используется не системно и в минимальном объёме. 

Например, на основании представленной муниципалитетами информации о результатах проведенной работы с обращениями родителей детей, пропустивших занятия более двух недель, об оказании помощи ребёнку в организации самостоятельного освоения пропущенного материала можно отметить только шесть территорий, где такая работа с родителями проводится. Это Алексеевский, Валуйский, Корочанский, Ракитянский, Яковлевский районы и Старооскольский городской округ. Отчётные данные подтверждены статистикой сайта о количестве родителей (пользователи категории «Прочие» в разрезе районов), зарегистрированных на портале.

Для проведения дистанционного урока учитель может разработать свой виртуальный урок на «Сетевом классе Белогорья» в разделе «Виртуальный класс», воспользовавшись имеющимися в «Библиотеке материалов» электронными образовательными ресурсами или создав их самостоятельно с помощью редакторов портала и руководствуясь методическими рекомендациями «Об использовании портала для дистанционного образования детей».

Хорошие уроки для дистанционного обучения детей созданы пользователями нашего портала: Нечаевой Валентиной Витальевной (ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж»), Оршанской Еленой Викторовной (МОУ «Бессоновская СОШ» Белгородского района), Пановой Еленой Петровной (МБОУ «Волоконовская СОШ № 2»), Лысых Татьяной Николаевной (МБОУ «Скороднянская СОШ» с. Скородное Губкинского района), Раевской Марией Викторовной (ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»), Андрияшевским Евгением Александровичем (МБОУ «СОШ №1» г. Строитель Яковлевского района), Лобашовой Юлией Александровной (ОГАОУ ДПО  Белгородский институт развития образования»), Куликовой Ириной Сергеевной (МБОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанского района), Корниловой Евгенией Анатольевной (ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»), Вартанян Мариной Анатольевной (МБОУ «Волоконовская СОШ №1» Волоконовского района), Зубковой Еленой Владимировной (МБОУ «Ровеньская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»). С этими уроками можно ознакомиться, перейдя на портал «Сетевой класс Белогорья» по ссылке из приложения.

При планировании и разработке дистанционных учебных курсов надо помнить о сохранении основных трёх компонент деятельности педагога, а именно: изложение учебного материала, практика и обратная связь. С целью повышения эффективности создаваемых дистанционных курсов необходимы:

- тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;

- максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;

- наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;

- постоянное поддержание мотивации учащегося;

- необходимость учитывать особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс при определении содержания и структурировании всего учебного материала.

«Сетевой класс Белогорья» имеет широкий инструментарий для организации дистанционного обучения. Но эффективное функционирование портала невозможно без повышения активности педагогических работников и творческого подхода к организации образовательного процесса, а также вовлечения родителей обучающихся в работу по повышению интереса детей к получению знаний в дистанционной форме.