Коллегия департамента образования Белгородской области

2097Вчера, на площадке лицея № 9, г. Белгорода состоялось заседание коллегии департамента образования. Ключевыми вопросами повестки дня стали: организация и проведение федерального государственного надзора в сфере образования в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования: правовые основы, содержание, результаты; «дозировка» домашнего задания для школьников – методические рекомендации. В мероприятии приняла участие заместитель Губернатора Белгородской области Наталья Полуянова.

Материалы коллегии
Лицей № 9 был выбран в качестве площадки для «форума» не случайно. Именно это образовательное учреждение вошло в ТОП 500 лучших школ России, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году. Опытом работы по достижению таких блестящих результатов поделилась в ходе экскурсии директор лицея Елена Гургеновна Петренко.
Важным условием эффективной организации образовательного процесса является его материально-техническое оснащение, которое в лицее соответствует всем современным требованиям. Все кабинеты имеют автоматизированные рабочие места учителя, выход в глобальную сеть Интернет и в локальную сеть лицея. Для организации и проведения лабораторных работ кабинеты химии, биологии и физики укомплектованы современным учебным и лабораторным оборудованием. В лицее имеются обучающие программно-аппаратные комплексы для проведения лабораторных работ по химии, биологии и экологии в начальной и средней школе. В данный комплекс входит программное обеспечение, система сбора данных и датчики. Использование в учебном процессе программно-аппаратного комплекса AFS позволяет обогатить методику и технику выполнения многих учебных опытов, знакомит учеников с современными методами научных исследований. Школьники получают представление о системах автоматизированного сбора данных, освобождаются в ряде случаев от выполнения вспомогательных действий по обработке результатов измерений и оформлению отчета. При этом ученики могут проводить лабораторные работы не только в классе или в лаборатории, но и на природе. Комплекс позволяет не только производить сбор данных измерений, но и обеспечивает их аналитическую и графическую обработку.
Лицей имеет развитую IT-инфраструктуру, которая организована в локальную сеть, объединяющую 103 компьютера с доступом в Интернет. Имеется мощный сервер, который обеспечивает работу всех подключенных к нему локальной сетью компьютеров с доступом к высокоскоростной линии Интернет. Локальная сеть обеспечила педагогам доступ к сети Интернет, возможность обмениваться материалами внутри школьной локальной сети.
В лицее функционирует «Виртуальная школа», в которой разработан инструментарий, сочетающий в себе электронные журналы и дневники, а также упрощенные версии отчетов для управления образования, база которых постоянно обновляется. Действие данной системы способствует формированию единого информационного пространства, объединяющего лицей, обучающихся и их родителей. С их помощью родители получают возможность своевременно видеть выставляемые ребенку оценки и контролировать посещаемость. Процесс обучения становится абсолютно прозрачным и понятным, что значительно влияет на повышение качества образования. В лицее имеется 2 WI-FI зоны (на 2-м и 3-м этажах лицея). Данные зоны оборудованы мебелью для отдыха учащихся. Зона WI-FI на третьем этаже позволила обеспечить в библиотеке выход в Интернет с 10 ноутбуков.
«Техническая и материальная составляющая – это, конечно, не самая главная составляющая успеха. Я счастлива, что рядом со мной замечательные коллеги и добрые друзья. Коллектив нашего лицея уникальный. Это огромное количество звезд – людей ярких, неповторимых, сделавших учительский труд делом своей жизни. Наши ученики достойны наших учителей, учить их необходимо серьезно и глубоко, используя новейшие технологии и подходы, надо видеть в них достойных партнеров, доверять и уважать, сколько бы лет им ни было», отметила руководитель школы.
Одним из ключевых вопросов повестки коллегии стало обсуждение проведения федерального государственного надзора в сфере образования в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
«Одно из полномочий органов местного самоуправления – это учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципалитета. В целях учёта везде созданы информационные системы. Но задача сегодня в другом: не просто создать и время от времени вносить коррективы, информационные системы должны быть актуальны, то есть ежедневно муниципалитет должен располагать достоверной информацией о контингенте детей. Говоря об учёте детей, мы практически говорим о реализации конституционного права на получение общего образования», отметил в выступлении начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Сегодня законодательно закреплено право на получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования. В этой ситуации значительно возросла ответственность органа управления образованием за получение образования детьми в данных формах. Рособрнадзор располагает сведениями, что таких детей в Белгородской области 56, фактически их больше. С каждым годом имеет место тенденция к росту их количества. У семейной формы обучения есть и плюсы, и очевидные минусы. Побеседовать с родителями, понять, что их побуждает к переводу ребёнка на семейное образование, рассказать о его минусах – это обязанность управления образования.
Уже шестой год массово реализуются федеральные государственные образовательные стандарты, которые обязывают в равной мере заниматься и управлением результатами освоения программ, и управлением условиями их реализации. Сегодня аттестаты, выданные в разных школах, имеют разную ценность. Четвёрка, к примеру, по химии в школе с соответствующей учебно-материальной базой и четвёрка в школе, где такой базы нет, разные вещи. При этом перед каждой школой стоит задача – обеспечить высокое качество образования. Именно этой задачей и должна определяться позиция органа управления образованием.
Необходимо обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов через повышение квалификации не реже чем один раз в три года.
При всей сложности финансовой ситуации в каждом муниципалитете должна функционировать служба комплексного сопровождения детей в образовании, обострившиеся проблемы в детской среде требуют мер по развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. Сегодня нужен глубокий анализ по оказанию школьникам логопедической помощи в Алексеевском, Валуйском, Вейделевском, Волоконовском, Корочанском, Новооскольском, Прохоровском, Ракитянском, Ровеньском, Чернянском, Шебекинском районах. 8 районов заявили об отсутствии обучающихся, имеющих различную степень недоразвития речи (Алексеевский, Борисовский, Вейделевский, Красненский, Краснояружский, Ракитянский, Чернянский районы, Старооскольский городской округ), тогда что делают учителя-логопеды в 63 школах указанных муниципалитетов? Неоправданно экономят на ставках педагогов-психологов в Валуйском, Волоконовском, Новооскольском, Прохоровском, Ровеньском районах.
Факт негативного отношения к поурочным планам стал массовым, что никак не способствует повышению качества образования. Педагоги перестали их разрабатывать, ссылаясь на то, что никаким нормативным документом это не закреплено. Убеждение это ошибочно. Обратимся к ФГОС. В качестве результата функционирования информационно-образовательной среды на первом месте в этих документах стоит планирование образовательной деятельности. Это предполагает, что данный вид деятельности учителем будет осуществляться в электронной (цифровой) форме. Если в силу каких-либо обстоятельств планирование не осуществляется в электронной (цифровой) форме, создавай поурочное планирование в рукописном или печатном виде. Также всё в школьной практике за электронный классный журнал, и этому нужно способствовать.
С возрастанием самостоятельности образовательных организаций возрастает ответственность муниципальных органов управления образованием за развитие муниципальной системы образования в целом. В муниципальной образовательной системе управление предполагает защиту её интересов, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами населения и требованиями государства.
Своё видение обозначенного выше вопроса представили заместитель главы администрации Прохоровского района по социально-культурному развитию С.В. Наплёкова, начальник муниципального казённого учреждения «Управление образования Шебекинского района Белгородской области» Г.А. Шаповалова, начальник муниципального учреждения «Управление образования администрации Краснояружского района» Е.Г. Головенко.
Выступление старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Белгородской области Н.Н. Мелиховой было посвящено задаче формирования правового сознания и правовой культуры как определяющего фактора в достижении положительных результатов федерального государственного надзора в сфере образования.
Вторым, но не менее значимым, был вопрос «Об итогах изучения состояния работы в общеобразовательных организациях Белгородской области по нормированию домашних заданий», с которым выступила заместитель начальника управления общего, дошкольного и дополнительного образования департамента образования Белгородской области – начальник отдела общего образования Елена Владимировна Тарануха.
Презентация Е.В. Тарануха
«Этот вопрос нельзя считать закрытым. Тему следует проработать более детально. Нужны последующие проверки школ и педагогов, чтобы проанализировать, как на практике реализуются рекомендации департамента образования. Не страдает ли учебный процесс и не перегружены ли дети выполнением домашнего задания», подчеркнула Наталья Владимировна.
Подводя итоги мероприятия, Н.В. Полуянова обратила внимание участников на ключевые задачи, стоящие перед муниципальными органами управления образованием:
– нововведения на ЕГЭ-2017;
– формирование позитивного отношения к ЕГЭ;
– серьезная информационно-разъяснительная работа с родителями выпускников, при необходимости задействование психолого-педагогической службы;
– проведение пробных экзаменов;
– ответственность за объективное и честное проведение экзаменационной кампании.
В заключении заседания принято решение коллегии.[widgetkit id=327]