Ресурсный центр поддержки, творчества, досуга и полезной занятости для детей с ментальными нарушениями

“Ресурсный центр поддержки, творчества, досуга и полезной занятости для детей с ментальными нарушениями” (далее РЦ) - это площадка как для творческой реализации детей с особенностями, так и обучения педагогов дополнительного образования специфики проведения занятий для детей с ментальными нарушениями.

РЦ был реализован в двух направлениях:

  • Направление “Инклюзивный центр творчества”
  • Направление “Внедрение инклюзии в образовательную и культурную среду”

В направлении “Инклюзивный центр творчества” (далее ИЦТ) проводились занятия для детей с ментальными нарушениями (индивидуальные, малые группы и инклюзивные группы).

На занятиях в ИЦТ дети:

  • получили новые навыки и умения по выбранным направлениям,
  • обрели навыки общения и взаимодействия с обществом,
  • укрепили свою самооценку, а часть детей также смогли выступать на публике.

В ИЦТ проводились занятия по следующим направлениям:

  • Театральное творчество
  • Занятия музыкой
  • Художественные занятия (декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство)
  • Занятия танцами - Занятия адаптивной физической культурой
  • Занятия с логопедом (по необходимости)
  • Занятия мультипликацией.

Мы понимаем, что не можем обеспечить занятия для всех детей с ментальными нарушениями в Белгородской области и считаем, что такая работа должна быть системной и в том числе в рамках муниципальных учреждений. На это была направлена работа нашего второго направления.

Направление “Внедрение инклюзии в образовательную и культурную среду” (далее ВИОКС) нацелено на обучение и подготовку специалистов и педагогов дополнительного образования муниципальных и коммерческих учреждений Белгородской области. Совместно с Белгородсим институтом развития образования был разработан курс, состоящий из теоретической базы (на терртории БелИРО, в том числе лекции вели наши сотрудники) и практических семинаров. Семинары проходили на территории нашего  Центра, где обучающиеся смогли увидеть и поучаствовать непосредственно в занятиях по направлениям ИЦТ вместе с детьми (само собой, все дети на практических занятиях находились с согласия их родителей/опекунов). 

Мы считаем, что не смотря на все непредвиденные трудности, возникшие на фоне пандемии - проект реализован успешно! Да, нам пришлось трансформироваться "на ходу", осваивать новые режимы работы (например онлайн-трансляции), но это даже скорее плюс - мы открыли для себя новые возможности и горизонты для работы. Основной оценкой успешности проекта для нас являются отзывы родителей, которые являются, пожалуй, самыми требовательными экспертами. И именно они видят динамику изменений в своих детях от тех мероприятий, которые проводились в рамках проекта. Мы получаем довольно высокую оценку от них. Также, важным результатом мы считаем то, что детей с ментальными нарушениями в Белгородской области стали вовлекать во внеурочную кружковую деятельность в учреждениях дополнительного образования. Это важный и очень большой шаг для нашей области в сторону улучшения качества жизни детей с ментальными нарушениями.

Результаты проекта:

количественные результаты

  • количество горожан, принявших участие в мероприятиях проекта (зрители) - 7835 (включая просмотревших онлайн-версии)
  • количество детей с РАС и МН занимающихся в кружках в ИЦТ - 80 человек
  • количество педагогов дополнительного образования муниципальных и коммерческих учреждений, прошедших обучение в рамках проекта - 66 человек
  • количество занятий в ИЦТ за весь период - 3617 занятий

качественные результаты

  1.  Увеличение количества кружков и секций в регионе, в которых могут заниматься дети с ментальными нарушениями - благодаря активному сотрудничеству с БелИРО и администрацией области нам удалось обучить педагогов из учреждений дополнительного образования работе с нашей целевой аудиторией, показать, что с такими детьми можно и нужно заниматься. На сегодняшний день в кружках учреждений доп.образования региона занимается 311 детей с РАС.
  2.  Социализация детей с ментальными нарушениями и формирование у них жизненных компетенций - уже сейчас мы видим, что дети, которые регулярно посещают занятия в кружках - выделяют какое-то одно направление для себя, в котором с удовольствием развиваются. Дети общаются не только между собой и с педагогами на занятиях, но и на мероприятиях с гостями. Родители отмечают, что дети становятся более открытыми для общения, у них появляется желание посещать тот или иной кружок и они бегут сами. Это лучший показатель того, что ребенок САМ хочет заниматься.
  3.  Улучшение качества жизни детей с ментальными нарушениями, в их жизни появилось хобби, мотивация и общение с другими - многие родители отмечают, что жизнь детей преобразилась, они заняты делом, у них появились интересы, с удовольствием хвастаются своими поделками, становятся более открытыми.
  4.  Интеграция семей целевой группы в социально-культурное пространство - на открытых мероприятиях довольно сложно становится понять, где семьи наших подопечных, а где просто зрители. Также родителей отмечают, что стали больше посещать места культурных мероприятий, меньше волноваться о том, как поведет себя ребенок, потому что есть уверенность в том, что ребенку будет комфортно и полевое поведение будет минимальным.
  5.  Повышение толерантности детей и взрослых к людям с особенностями развития - отзывы в онлайн-трансляциях, аплодисменты зрителей на наших живых выступлениях - все это говорит о том, что люди видят, смотрят и им нравится, а значит меняется их мнение в сторону лояльности.

Мы безмерно благодарны Фонду Президентских грантов за понимание и возможность реализовывать проект. Важным фактором в успешном завершении проекта, безусловно, стал профессионализм наших педагогов, которые не сдаются даже в самых сложных ситуациях. Пусть не сразу, но было найдено решение как реализовывать мероприятия в условиях запрета на проведение очных встреч. Для нашей Организации данный проект стал толчком к новым открытиям и горизонтам. Мы увидели свои слабые стороны и уже работаем над их укреплением. Также мы увидели и наши сильные стороны, методические материалы, разработанные нашими сотрудниками вошли в учебно-методическое пособие организационно-методических условий реализации программ дополнительного образования для детей с расстройствами аутистического спектра. Наш центр является в настоящий момент единственной стажировочной площадкой в Белгородской области для педагогов доп.образования, повышающих квалификацию и проходящих обучение по работе с детьми, имеющими ментальные нарушения. Проект безусловно важный и на сегодняшний день запрос на подобные занятия остается актуальным. Мы будем продолжать и развивать проект и дальше. Несмотря на то, что в области и в городе Белгороде появляются места для детей с ментальными нарушениями в учреждениях доп.образования - многие, кто уже занимается у нас - не желают покидать кружки центра в пользу других секций.

Всего на реализацию проекта было затрачено: 4 268 918, 26 рублей

Из них средства гранта: 2 779 918,26 рублей

Вклад организации (включая работу волонтеров, оборудование и тп): 1 489 000

Сроки реализации проекта: 1.03.2020 - 30.06.2021

Занятия танцами

На занятиях музыкой

Занятия декоративно-прикладным творчеством и изобразительным искусством, мультипликацией

На физкультуре и у логопеда

На занятиях театральным творчеством

Репетиции, выставки, концерты, показы...все то, что очень любят наши дети :) 

И конечно, обучение педагогов дополнительного образования. Лекции и практика!